«Длинный сериал - это поточный телевизионный продукт, который выходит на экран каждый день, и имеет свои законы и задачи. Люди смотрят его потому, что могут там многое почерпнуть. В этих фильмах они видят реальные конфликтные ситуации своей жизни, и моделируют решение тех или иных психологических проблем. Другое дело, что история может быть лучше или хуже, получиться или нет. Но в основе своей «длинный сериал» выполняет важную функцию и должен нести добро»
Член Академии Российского телевидения. Член Ассоциации теле и кинопродюсеров. Член Гильдии продюсеров России.
Родился 4 июля 1958 года в городе Котовск Одесской области. Окончил Одесский политехнический институт. В годы учебы - актер одесского студенческого театра миниатюр, участник телевизионной передачи «Веселые ребята». По окончании института работал в атомной энергетике, ликвидировал последствия аварии на Чернобыльской АЭС, участвовал в ликвидации последствий землетрясений в Спетаке и Ленинокане.
На телевидении с 1989 года. Стоял у истоков создания кабельного телевидения в СССР (создал первое в УССР кабельное телевидение в г. Славутич). С 1994 по 2000 - создал и возглавлял компанию «ПРО TV». С 1996 по 1997 - генеральный директор украинского телеканала «СТБ». С 2000 по 2005 - генеральный директор творческого объединения «Мамаду» (популярные ситкомы «Полное Мамаду», «Комедийный квартет» и др.). С 2006 года – генеральный продюсер компаний «Мостелефильм» и «Киевтелефильм».
Продюсерские работы Валентина Опалева регулярно входят в число самых популярных программ российских телеканалов. Так, сериал «Братаны» стал самым популярным телесериалом по итогам 2009 года на телеканале «НТВ».
Избранная фильмография продюсера:
2010 год – т/с «Ефросинья» («Россия 1»), х/ф «Бомжиха-2» («НТВ»). 2009 год – т/с «Две стороны одной Анны» («Россия 1»), т/с «Братаны» («НТВ»), т/с «Срочно в номер-2» («Россия 1»), 2008 год – х/ф «Учитель в законе» («НТВ»), т/с «Родные люди», х/ф «Клинч» («Россия»), х/ф «Песочный дождь»(«Россия»), 2007 год – т/с «Чужие тайны» («Первый»), т/с «Ангел-хранитель» («Россия»), т/с «Срочно в номер» («Россия»), х/ф «Бомжиха» («НТВ»), х/ф «Лера» («Первый»), х/ф «Женская дружба» («Россия»). 2006 год - т/с «Сестры по крови» («Первый»), т/с «Волчица», т/с «Городской романс» («ТВ Центр»). 2005 год – т/с «Все включено» («НТВ»). 2004 год – т/с «Исцеление любовью» («Россия») и многие другие.
ПРИЗЫ И ПРЕМИИ 2008 - Специальный приз имени мецената Марии Тенишевой «за идею и воплощение проекта «Актер-режиссер» на Первом Всероссийском кинофестивале «Золотой феникс» (Смоленск, 27 сентября - 3 октября 2008).
Продюсерские работы Валентина Опалева также неоднократно отмечены на фестивалях: DetectiveFEST (т/с «Братаны», х/ф «Бомжиха», х/ф «Главная улика»), Международном Телекинофоруме «Вместе» (х/ф «Бомжиха», х/ф «Главная улика», х/ф «Клинч»), «Золотой феникс» (х/ф «Женская дружба», х/ф «Лера», «Песочный дождь») и другие.
Валентин Опалев: «Чтобы канал что-то заказал, надо предложить идей в пять
раз больше»
Продакшн-компания «Киевтелефильм» выиграла тендер ТРК «Украина» на
производство двух сериалов – теленовеллы «Маруся» и комедийного сериала «Аида»
Продакшн-компания «Киевтелефильм» выиграла тендер ТРК
«Украина» на производство двух сериалов - теленовеллы «Маруся» и комедийного
сериала «Аида». Как рассказал ТК руководитель кинокомпании Валентин Опалев,
соответствующее подтверждение от канала пришло 29 января. В интервью ТК Опалев
рассказал о новых проектах, перспективах сотрудничества с ТРК «Украина», а также
новых послекризисных условиях роботы с каналами.
- Как раз сегодня я получил
подтверждение от телеканала «Украина» на производство двух сериалов.
Комедийный сериал «Аида» - это форматный испанский сериал, не ситком,
продолжительность серии - около часа. Второй проект - теленовелла «Маруся». Это
тоже достаточно сложная работа, там много натуры, действий, более сложная
постановка.
- Валентин Олегович, насколько
жесткими были условия этого тендера, и за счет чего вам удалось его
выиграть?
- Скорее всего, за счет положительного опыта
сотрудничества.
- Будет ли канал утверждать актеров?
- Это неотъемлемое правило работы
«заказчик-исполнитель». Поскольку мы получаем готовый сценарий, то, естественно,
мы согласовываем все: кастинг, декорации, бюджеты и т. д. Мы сегодня получили
все документы и уже начали работу.
- Насколько дороги эти проекты?
-Это не высокобюджетный проект, но и не
дешевый. И надо отдать должное каналу «Украина». Ведь мы, украинские
производители, долго ждали того момента, когда украинские каналы начнут
заказывать нам продукт.
- Раньше вы работали с телеканалом «Украина» над
проектом «Недоторканні». Как канал аргументировал причины невыхода сериала в
эфир?
- Мы этот вопрос даже не обсуждали. Не мое
дело спрашивать, почему вы не даете в эфир наш продукт. Насколько я знаю,
руководство канала осталось довольным этой работой. Если бы это было не так, то
и этот тендер мы бы не выиграли.
- Кому принадлежит идея «Недоторканних»?
- Тоже каналу. ТРК «Украина» хотела, чтобы это
было интересно, остро, весело. Очень много привнес в картину режиссер Максим
Паперник. У нас там были шикарные декорации, мы попытались сделать некую копию
миниатюрного государства. На мой взгляд, нашим персонажам хорошо подобрали
голоса, манеру, интонацию своих прототипов, они были очень обаятельными, в них
даже можно было влюбиться... J.
- Сколько эпизодов у этого сериала? И кому принадлежат
права на него?
- 16 эпизодов. Все права на этот фильм
принадлежат каналу.
- Как вы оцениваете перспективы политических сериалов
на украинском телевидении?
- Все зависит от ситуации в стране. Поскольку
сейчас зритель очень внимательно смотрит политические ток-шоу, то и сатирические
программы и сериалы тоже были бы ему интересны. «Вечерний квартал» это
доказывает.
- Раньше вы работали совместно с группой
Star Media. Есть ли у вас общие проекты и на этот
год?
- Star Media - это наш стратегический партнер.
У нас есть ряд совместных проектов, которые мы как продакшн производим для Star
Media на «Киевтелефильме» в Киеве и «Мостелефильме» в Москве. И естественно - во
всех наших общих продуктах мы с Владом Ряшиным выступаем как сопродюсеры и
партнеры, у нас есть общие интересы и мы помогаем друг другу. В этом году мы,
скорее всего, сосредоточим работу на собственных проектах.
- Рискуют ли сегодня продакшны меньше при производстве
и продаже продукта?
- Да, но продакшны и меньше зарабатывают.
Нужно отметить, что под влиянием кризиса мы оказались в такой ситуации, когда
каналы являются заказчиками и все права стремятся забрать себе. Раньше они
покупали право показа, и продукт оставался у нас. Теперь же ситуация
изменилась.
- Что ее спровоцировало?
- Когда начался кризис, резко упала реклама,
доходы каналов значительно уменьшились, но у них был серьезный запас продуктов
(на 1,5-2 года). И с октября позапрошлого года до лета прошлого никаких заказов
не было, все просто молчали. Производителей начало трясти, потому что они вообще
остались без денег. И каналы, когда у них появилась возможность, начали
заказывать, но уже на новых условиях - получения всех прав.
- Но ведь продакшны тоже могут рисковать, производить и
предлагать продукт каналу?
- Надо иметь заведомо беспроигрышный,
100-процентный хит, чтобы быть уверенным, что его купят на тех условиях, которые
ты предложишь. Но я думаю, что когда-то это случится.
- Так каналы же могут создать производственные
структуры, которые займутся созданием продукта...
- Вряд ли. Хотя такое тоже возможно. Но это
хлопотно, у них хватает своих проблем с эфиром. Я не думаю, что это будут делать
большие центральные каналы.
- За последние две недели в эфир вышли проекты «Интера»
(«Соседи») и «1+1» («Только любовь»), рассчитанные только на украинский рынок.
Как вы считаете, за счет чего это сейчас стало возможным?
- Видимо, каналы стали жить лучше, видимо,
уровень и стоимость рекламы выросла. Во-вторых, это, безусловно, конкурентная
борьба. Каналы прекрасно понимают, что на российском проекте уже не выедешь и
надо постоянно делать что-то новое.
- И как вы оцениваете этот процесс?
- Крайне положительно. Хотя каналы пока начали
с низкобюджетных продуктов. Надеюсь, высокие бюджеты - это дело времени.
- Могут ли эти продукты достойно
конкурировать с высокобюджетным российским продуктом?
- Низкобюджетные сериалы - это не значит, что
продукт низкого качества, просто он ориентирован на предпраймовые слоты. За
небольшие деньги нельзя сделать качественный праймовый сериал, а теленовеллы
можно. К тому же, стоимость производства в Украине ниже, чем в России.
- Сейчас «Интер» и Первый канал активно занимаются
производством «мыльных опер». Насколько продолжительной может быть эта
тенденция?
- Мы были одним из первых разработчиков
мыльной оперы. Это интересный жанр, и он может быть бесконечным за счет своей
актуальности. Если его правильно сделать, зритель в него войдет - и его захватит
эффект присутствия. Актуализация этого жанра - нормальный процесс. Ведь зрителю
все надоедает, он постоянно хочет чего-то нового. Если вспомнить 90-е годы,
тогда во время трансляций латиноамериканских сериалов замирали города. Когда мы
выпустили «Исцеление любовью» - был тот же эффект. Казалось бы, не самое высокое
качество, во всяком случае значительно слабее, чем то, что мы и наши коллеги
делаем сейчас... Но того успеха, как ни парадоксально, уже нет.
- Что будет основным вызовом для украинских продакшнов
в этом году?
- Количество заказов. Эта проблема была, есть
и, по-видимому, останется. Сегодня мы получили два заказа, но это первые заказы
за последние 4-5 лет. Во всяком случае, у нас. Будем надеяться, что наши
украинские каналы в ближайшее время смогут обеспечить большее количество заказов
для наших производителей.
- Участвует ли ваша компания в других тендерах, помимо
ТРК «Украина»?
- К сожалению, не участвует. А знаете почему?
Потому что тендеров никто не объявлял, кроме ТРК «Украина». Насколько я знаю,
есть отдельные договоренности у каналов с продакшнами. Но это внетендерные
договоренности.
- Есть ли у вас на сегодня оригинальные сценарные
разработки? Расскажите о некоторых из них.
- Практически все наши разработки
оригинальные. Все они создаются нашими авторскими группами, за исключением
некоторых проектов, которые разрабатывались и заказывались каналами. Сейчас мы
снимаем проект для телеканала «Россия 1» - «Ефросинья». Тоже полностью наша
разработка. Мы предлагаем каналам и другие идеи. Кстати, предлагать приходится
очень много. Для того чтобы канал что-то заказал, надо предложить идей в пять
раз больше.
Фото Яны Новоселовой
|