Свобода слова: какова цена президентских гарантий?
Каждую пятницу в эфире одного из самых рейтинговых ток-шоу на украинском телевидении президент Украины подчеркнуто гарантирует соблюдение свободы слова. Набившая за годы «оранжевой» власти оскомину ценность снова стала предметом политической спекуляции накануне парламентских выборов.
К сожалению, многие, чья деятельность, а часто и судьба, зависит от этой ценности, наивно полагают, что в политическом Армагеддоне на поле украинского политикума это единственная возможность дать Украине шанс стать демократическим государством. И это без излишнего пафоса.
Будем откровенны: в финале «битвы за Украину» встретятся тяжеловесы, которые при первой же возможности сделают все, чтобы оградить себя любимых от пристальных взглядов журналистов и ограничить их возможности свободно оценивать происходящее.
Все мы видим, что происходит при власти «голубых» и все мы помним, как «бело-сердечные» с помощью судов запрещали любую критику руководителей страны.
Конечно же, ни одна власть не откажется от СМИ. Ведь журналист в их глазах не трезвый и объективный статист происходящего, критик и подсказчик, а агитатор и пропагандист. Любой представитель власти, убеждая в первую очередь себя, что он на верном пути, не позволит никому себя переубедить. Тем более, не даст возможность переубедить массы. Ну разве он, чиновник, работающий практически в феодальном государстве, позволит «брожение в умах»?
Наивно, да?
В сегодняшней Украине это отчетливо видно. Не обязательно чиновники, даже правоохранители на подсознательном уровне ограждают потребителей от потенциально альтернативной, с их точки зрения, информации. Здесь нет смысла вспоминать обстоятельства исчезновения и смерти руководителя «Украинской правды» Георгия Гонгадзе, убийство редактора «Вечерней Одессы» Бориса Деревянко или избиение до смерти славянского журналиста Игоря Александрова.
Наивно сомневаться, что в сегодняшней Украине дела обстоят намного лучше: нападения на журналистов теперь носят систематический характер, который также предполагает отдельный анализ.
Закономерно, что проблемы киевских журналистов легко стают достоянием общественности. У них гораздо больше возможностей напрямую обратиться к представителям высших эшелонов власти и предать огласке «зарвавшихся» врагов прессы. Яркий пример тому ситуация, которая сложилась вокруг «Левого берега», ТВі, журналистов программы «Гроші» на 1+1…
Но ведь в регионах не легче.
Как отмечают международные эксперты, именно регионы становятся наиболее опасными для работы журналиста. Так, недавно, представитель украинского крыла организации «Репортеры без границ» Оксана Романюк заявила, что Харьков, Донецк и Одесса попали в тройку самых опасных для журналистов городов Украины. Только в мае по Украине было зафиксировано 15 случаев препятствования деятельности журналистов, в том числе восемь журналистов с начала года оказались втянутыми в драки.
«Если сравнить прошлогоднюю ситуацию относительно препятствования журналистской деятельности с нынешней, то год назад в первый месяц лета вообще не было таких случаев. За весь 2011-й было их 35. То есть произошло очень резкое ухудшение состояния свободы слова», - считает Романюк.
От себя добавим, что вместо «кучмовских» методов физической ликвидации журналистов, власть использует более изощренные методы. Какие именно – посмотрим в разрезе страны.
В Луганске за разгромную публикацию «Возродим завод – возродим город?» о предприятии «Лугансктепловоз», обиженное руководство завода подало в суд на местную газету "ХХІ век". Издание проиграло дело, причем, по мнению газеты, несправедливо.
Как рассказал шеф-редактор «XXI века» Юрий Юров, на судебном слушании не было ни представителя редакции, ни депутата Владислава Кривобокова, мнение которого было изложено в статье.
«Решение было принято, пока я находился в отпуске, я не успел даже написать свои возражения по иску. Я настаиваю на том, что публикация – это мнение официального лица, депутата Луганского областного совета, и редакция не должна нести ответственности за его мнение», - сказал Юров.
Суд принял решение взыскать с соответчиков – Юрия Юрова и Владислава Кривобокова – 500 тысяч гривен в качестве компенсации истцу, по 250 тысяч с каждого.
В Николаеве раз за разом в прессе появляются сообщения об избиении журналистов.
В ноябре 2011 года журналист газеты «Наш город Николаев» Александр Влащенко подвергся нападению неизвестных, которые отобрали у него редакционный фотоаппарат «Nikon», два мобильных телефона и диктофон. Также ему прострелили голову из пневматического пистолета, пулька-шарик остался в голове. Троих преступников задержали.
В мае двoe жeлeзнoдopoжникoв избили жypнaлиcтa гopoдcкoгo тeлeкaнaлa «Mapт» Oлeгa Гopдeя. Медийщик уверял, что снимал видео в личных целях для своего художественного фильма.
Буквально несколько дней назад - 12 июля – подвергся нападению оператор телекомпании «ТАК-ТВ» Антон Небис, ему также повредили камеру. Телевизионщик снимал рейдерский захват территории объединения «Николаевоблагродорстрой».
В Кривом Роге последний случай нападения на журналиста был зафиксирован 30 апреля 2010 года. Все центральные каналы выехали в Кривой Рог в связи с рейдерским захватом на ПАО ЮГОК. Тогда было совершено нападение на съемочные группы «9-го канала» (Днепр-ск, группа Приват) и «1+1».
Журналист «9 телеканала» Анна Мандрыкина и оператор Александр Вернигоров рассказали милиции, что в этот день, находясь в одном из админзданий комбината, подверглись нападению 2-х человек, предположительно представителей охраны, в результате чего была повреждена видеокамера. Указанные лица заставили журналистов покинуть территорию комбината.
Буквально на днях дикий случай произошел во Львове. Журналистку газеты «Экспресс» Светлану Мартынец избили женщины, одетые как монашки. «Акула пера» известна своими журналистскими расследованиями, в частности, не так давно корреспондент вывела на чистую воду Андрея Слюсарчука (псевдо-врача, т.н. Доктора Пи). Нападение произошло во время рабочей поездки журналистки. Светлана пыталась пообщаться со священником УГКЦ, которого, по некоторой информации, захватили и силой удерживали догналивцы. В Жовкве, возле дома священника, монашки избили журналистку цепями.
«Я почувствовала сильную тупую боль в правом боку и голове. Я не знаю, чем меня ударили, - все происходило очень быстро. Подозреваю, что это был удар цепью. Я пыталась руками защитить лицо - били все. Они наносили удары в голову, грудь, заламывали мне руки. Я видела монашескую одежду, и в голове не укладывалось, что это одеяние так бесчестят. Я выросла в набожной семье и не могла понять: как такое может быть?»
«По поведению этих женщин и акценту было понятно, что они делают это не впервые - били умело», - рассказывает Светлана.
По результатам судебно-медицинской экспертизы, у потерпевшей обнаружили ушибы грудной клетки и головы, сотрясение головного мозга. Как выяснилось позже, лица, которые напали на Светлану Мартынец, - не монахини, а члены секты Догнала. Расследование продолжается.
В Харькове второй год ищут пропавшего журналиста, а также до сих пор лишены эфира оппозиционные каналы А/ТВК и новости АТН. Впрочем, АТН нашел выход и вещает сейчас на спутник, а вот "обычный" эфир им все еще не предоставлен.
Год назад харьковский майор милиции, ранее "прославившийся" разгоном защитников парка Горького и Лесопарка, лично избил журналиста газеты "Наша жизнь"Дениса Корнева.
Участники пикета в защиту прав уволенных работников горэлектротранспорта тогда опознали майора милиции. Им оказался начальник сектора охраны общественного порядка Дзержинского райотдела милиции Владимир Чугаевский. Отметим, что за действия в Лесопарке в 2010-м году Чугаевскому был объявлен выговор, а его шеф - начальник РОВД Шкуропатский лишился должности.
К препятствованию журналистской деятельности активно подключаются днепропетровские власти.
По словам собкора газеты "День" по Днепропетровской области Вадима Рыжкова, в мэрии «потеряли» его информационный запрос относительно законности вырубки деревьев и строительства парковки, на месте которых построили супермаркет "Эпицентр".
«В этом году горсовет дал ответ, что разрешения на строительство парковки и вырубки деревьев - целой посадки! - не давали. Дважды просил - письменно и устно - прокомментировать этот вопрос прокурора области Наталию Марчук. Тщетно. И вообще, в Днепропетровске практически нигде не соблюдается 5-дневный срок для ответа СМИ. Если журналистам ответили в срок - это редкое исключение, подтверждающее правило", - констатирует Вадим.
Другой интересный случай произошел во время визита премьер-министра в Днепропетровск. Журналисту 056.ua возле здания облгосадминистрации CБУ запретила снимать процесс сканирования сотрудников СМИ. Требование по меньшей мере выглядело странным, поскольку сканирование происходило на глазах у жителей и гостей города, которые сами запросто могли снять это на фото или видео.
А донецкого журналиста обвинили в нападении на губернатора. Медийщик Максим Касьянов даже подписал официальное признание в том, что собирался совершить покушение на председателя Донецкой областной государственной администрации Андрея Шишацкого. Однако, было ли это признание добровольным? Журналист утверждает, что написал заявление под давлением следователя прокуратуры.
Инцидент произошел 20 июня в ходе проверки супермаркета с участием председателя Донецкой ОГА Андрея Шишацкого и первого заместителя главы ГНС Украины. Сотрудники ДПС заявляют, что перед входом в магазин обратили внимание на человека с неадекватным поведением (резкие движения, наличие сомнительного предмета за ремнем брюк).
Во время подъезда машины с руководством к супермаркету этот мужчина, держась за предмет, начал быстро передвигаться в сторону машины. Не будучи уверенными в его намерениях, ДПС-ники вынуждены были придержать его. Человек начал вести себя истерично, не отпуская руки от сомнительного предмета.
С целью отвода возможной угрозы для граждан, находившихся возле супермаркета, сотрудники налоговой милиции оттеснили человека, а наряд милиции, который прибыл, задержал его. Во время задержания у мужчины выпала отвертка значительных размеров.
Свои действия задержанное лицо объяснить не смогло, - отмечается в сообщении пресс-службы ДПС в Донецкой области.
Как позже рассказал сам Касьянов, он в качестве журналиста сайта «Кордон.инфо» делал видеозапись того, как автомобиль губернатора заезжал на парковку.
«Я снимал, как губернатор заезжает на парковку, чтобы посмотреть, оплатит он парковку или нет. В этот момент неизвестные люди в штатском заломили мне руки и надели наручники. Из моей сумки достали отвертку», - сказал Касьянов.
Как работать запорожской газете «Суббота+», пытается диктовать типография «Керамист», и даже снимает с печати целые номера и ставит условия «откорректировать статьи, содержащие недостоверную информацию». Газетчики уверены, что источником давления является запорожский бизнесмен Евгений Анисимов, которому приписывают статус «смотрящего», и что некие силы намерены таким образом закрыть одно из крупнейших печатных изданий города.
«Суббота+» даже пошла на акцию протеста против давления издателя.
«Нужен ли нам этот смотрящий? Мы собрали для него чемодан с самым необходимым в пути», - заявил на митинге редактор Богдан Василенко.
Но самая угрожающая ситуация сложилась, пожалуй, в Одесской области. Здесь за три последние недели совершено два нападения на журналистов и зафиксирован случай препятствования журналистской деятельности. Так, несколько дней назад на территории воинской части закрыли одесского собкора газеты «Сегодня» Александра Сибирцева. Военное начальство посчитало ненужным подготовку репортажа о скотских условиях, в которых живут украинские военные в офицерских общежитиях. Сейчас поведением людей в погонах занимается военная прокуратура.
Гораздо грубее обошлись с редактором 048.ua Александром Городиловым, который готовил материал об акции местных общественников, выступивших в поддержку украинского языка. Прибывший на место проведения акции участковый на глазах у десятков свидетелей отобрал у журналиста удостоверение, выхватил из рук и бросил на землю видеокамеру, а его помощники в штатском, применяя грубую физическую силу, обзывая «трехэтажным» матом, угрожали журналисту «поездкой в участок, где все почки поотбивают». К слову, вызванный на место происшествия наряд милиции так и не приехал. На момент написания статьи стало известно, что по результатам внутренней милицейской проверки, троих «оборотней в погонах» (участкового, сопровождавшего его помощника и дежурного, который не принял вызов в милицию) таки уволили из органов. Правовую оценку действий экс-милиционеров должна еще дать прокуратура.
Дом собкора газеты «Избирком» в городе Котовске АнатолияТиора под покровом ночи неизвестные забросали бутылками с зажигательной смесью. К счастью, дом не загорелся и все его жители остались живы.
Кстати, это не первый подобный случай с журналистом Тиорой. В конце мая на Анатолия во время заседания комиссии местного горсовета напала депутат от Партии регионов Войцеховская. Женщина выхватила у журналиста все документы и личные вещи из рук и выбросила их в коридор. Позднее имущество журналиста милиция нашла в… женском туалете, в самом «интересном» месте. За критическую оценку журналиста пострадал и его семейный бизнес. На рынке, где его жена владеет контейнером, сначала Тиоре обрезали свет, потом подготовили решение о его выселении с территории и даже дошли до мелких пакостей - залили замок клеем. К слову, хозяином рынка является лидер депутатской фракции Партии регионов в Одесском горсовете Александр Фараджев.
Кроме того, в том же Котовске группе журналистов, во главе с учредителем местной газеты, депутатом горсовета Сергеем Гинкулом угрожали и мешали законной деятельности руководители местного коммунального рынка. Там медийщики раскрыли и зафиксировали факты финансовых махинаций на огромные суммы денег. До сих пор это дело пытаются «замять» на уровне мэра города Анатолия Иванова.Именно его считают одним из главных врагов прессы на Одесщине. Котовских журналистов регулярно вышвыривают из сессионного зала во время рассмотрения земельных вопросов, а в отношении оппозиционеров – даже разглашают их личные данные.
Не во многом отстает и Измаил. Там на местных медийщиков открыто давил в переписке высокопоставленный чиновник из горсовета, а водитель нардепа Юрия Крука, готовящий горожан к своему выдвижению, регулярно угрожает журналистам, фиксирующим нарушения депутатомобилем правил дорожного движения.
В самой же Одессе борьба с независимыми или оппозиционными медиа давно уже приобрела системный характер. Так, из здания, принадлежащего областному совету, настойчиво выселяются редакции газет «Чорноморські Новини», «Юг» и «Вечерняя Одесса». Журналистам минувшей зимой по надуманным предлогам перекрыли отопление, и те вынуждены были работать в 10-градусный мороз внутри помещения. Кстати, единственное украиноязычное издание Одесщины «Чорноморські Новини» в минувшую среду отпраздновало 95-летний юбилей, а вот «Вечерку» создал легендарный Борис Деревянко, зверски убитый в конце 90-х.
От обладминистрации недалеко ушла мэрия Одессы. Если при прежней власти оппозиционных журналистов могли запросто «поколотить», то ставшая властью бывшая оппозиция недалеко ушла от своих политических оппонентов.
Более всего достается журналистам оппозиционной ТРК «Круг». Медийщикам вырывал камеру начальник отдела по обращениям граждан, а самому телеканалу на месяц отключали эфир. Ответственность за это взял на себя советник мэра Одессы Вадим Черный. Более того, телерадиокомпания «Круг» уже год находится в судебных отношениях с мэром Одессы Алексеем Костусевым. Городской голова обиделся на журналистов за публикацию его декларации о доходах за 2010 год.
Нападал на журналиста-общественника Дмитрия Короля начальник городского управления внутренней политики Альберт Байжанов. Неуравновешенный чиновник вылил журналисту на голову стакан воды.
Также весной этого года правоохранители преследовали редактора оппозиционной мэру интернет-газеты «Взгляд из Одессы» Игоря Столярова. Силовики решили, что журналист, первый обнародовавший снимки заляпанных краской билбордов с поздравлениями Виктора Януковича, имеет к этому отношение. Только общественный резонанс остановил анонсируемый милицией силовой привод Столярова к следователю.
Следует сказать и то, что сейчас в застенках Одесского СИЗО по недоказанному обвинению в организации заказного убийства томится журналист-правозащитник Александр Орлов.
Разумеется, это далеко не полный список тех случаев, когда власти в центре или на местах открыто саботируют гарантированную еженедельно свободу слова из уст президента.
Вот и приходится журналистам ежесекундно отстаивать свое право на профессию и обеспечивать то фундаментальное, конституционное право, которое не способен обеспечить президент со своей командой.
Светлана Лисичкина 048.ua
|