«Украина в течение ближайших лет должна сократить объемы закупок российского газа в три раза, — заявил премьер-министр Николай Азаров — Мы помним, что переводили на газ (с угля. — ред.) наши котельни, а сейчас у нас газ стоит по $400 за тысячу кубометров, и наши коллеги говорят, что он может быть и дороже. У нас нет другого выбора: нужно переходить на то, что мы имеем… Уж если поставили пред собой задачу перейти — значит, мы ее реализуем».
За последние три года Украина уже сократила использование российского газа более чем на 40% — примерно до 40 млрд куб. м в 2011 году. Команда премьера предлагает снизить потребление еще на 26 млрд кубов. «Сокращать потребление газа — правильная цель. Но приведенные цифры нереальны. По самым оптимистичным прогнозам, сократить потребление российского газа в перспективе пяти-семи лет возможно на четверть (10 млрд кубов). При этом потребуется вложить $3–4 млрд в переоборудование ТЭК и переход части промышленных предприятий на угольное топливо», — считает ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. Увеличение добычи угля потребует еще больших инвестиций — $6–7 млрд.
Сегодня население потребляет около 15 млрд кубометров и заменить этот газ на уголь почти невозможно. Теплокоммунэнерго сжигают до 10 млрд куб. м, и теоретически их можно перевести на уголь. Но возникнет другая проблема: при сжигании угля резко повышаются выбросы золы и газов. То есть жить в городах, применяемых эту технологию, будет невозможно. Выходом могло бы быть использование специальных фильтров в газоходах котлов или сжигание угля в виде водоугольных суспензий. Но ни то ни другое невозможно на нынешнем оборудовании котельных. Необходима полная реконструкция.
На электростанциях газ практически не сжигают — годовое потребление не превышает 1 млрд кубов. Главный потребитель — промышленный сектор — «осваивает» около 30 млрд кубометров. Но и здесь экономить сложно. У одних предприятий заменить газ на уголь невозможно из-за технологических процессов, у других — смена топлива связана со значительными инвестициями, делать которые частные собственники предприятий не желают. Примерная формула на основании прогнозов Центра Разумкова (сокращение потребление газа к 2020 году на 20 млрд куб. м при $15 млрд инвестиций) такова: сокращение потребления газа на 1 млрд кубов требует $750 млн инвестиций для перехода на другое топливо и/или внедрение энергосберегающих технологий. Вот и получается, что при всем желании Украина в течение пяти-семи лет может снизить потребление газа максимум на 10 млрд куб. м, при условии что кто-то инвестирует $7,5 млрд.
Другая проблема: в Украине нет столько угля, чтобы заменить 26 млрд кубов газа. Для замены кубометра голубого топлива надо свыше 1,5 кг энергетического угля, для 26 млрд кубов — 40 млн т угля. В 2010 году в Украине было добыто 75,2 млн т угля (и так на протяжении последних 15 лет, тогда как в 1991 году было добыто 135,6 млн т). Увеличить объем добычи угля можно, но и для этого необходимы значительные инвестиции, в том числе в строительство новых шахт. По оптимистичным прогнозам председателя Профсоюза работников угольной промышленности Виктора Турманова, к 2016 году добычу угля можно увеличить на 34 млн т в год (+45%), но «для этого потребуется инвестировать минимум 18,8 млрд грн при окупаемости средств в течение шести-семи лет».
Председатель правления общественной организации «Ассоциация угольных предприятий» Константин Автономов считает, что нарастить угледобычу можно только путем строительства новых крупных шахт. По его подсчетам, увеличение ежегодной добычи угля на 34–40 млн т к 2016 году потребует 50–60 млрд грн капиталовложений.
«Государство в новые шахты инвестировать не будет. Новые шахты могут строить только частные компании», — уверен аналитик ИК «Конкорд Капитал» Егор Самусенко. «Возведение шахт с нуля — весьма дорогостоящее мероприятие, и при текущем уровне цен окупаемости практически нет. Лишь в исключительных случаях, при благоприятной геологии и наличии ресурсов, локальные проекты могут быть привлекательны», — прокомментировали в пресс-службе компании «ДТЭК».
Но даже если добыча угля за пятилетку будет увеличена, заменить им российский газ вряд ли получится. «За пять лет на 30–50% должно вырасти производство электроэнергии — это жизненно необходимо для стабильного развития экономики. На столько же нужно увеличить производство угля, который сегодня является фактически безальтернативным топливом для электростанций», — резюмирует Егор Самусенко.
|