По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита
Одесского и Измаильского, 28-29 июня состоялся третий в 2010 г. крестный
ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери по приходам
Одесской области. На сей раз мы побывали в Котовском районе. Крестный
ход был организован и проведен Отделом религиозного образования,
катехизации и миссионерства Одесской епархии во главе с его
председателем протоиереем Олегом Мокряком.
В 8.10 автобус с паломниками отъехал от Свято-Успенского
кафедрального собора. До села Чорна - первого прихода, который мы
собирались посетить, нам предстояло проехать 189 км. За три с половиной
часа, проведенных в дороге, мы выполнили Богородичное правило и
благодаря историку- Александру Павловичу Челею, ознакомились с
историческими страницами Котовского благочиния.
В 11.40 настоятель Свято-Иоанна-Богословского храма с. Чорна - иерей
Петр Губобло со своей паствой встречали Пресвятую Богородицу в Ее
Касперовском образе.
Село Чорна основано в первой половине 18 века. 1748 г. -
основание прихода и освящение первого храма. В 1794 г. произошел переход
из униатства в Православие священника и прихожан. 10 октября 1796 г
издан указ императрицы Екатерины на постройку новой церкви. В 1797 г. из
материала старой церкви с. Дигоры был построен второй храм - в честь
введения во храм Пресвятой Богородицы. 1830 г. - закладка третьего
храма. 2 октября 1867 г - освящение Свято-Никольской церкви. В 1870 г.
произошла закладка кладбищенского храма во имя св. Ипполита, в 1910 г -
освящение кладбищенской церкви. 1872 г - открытие и освящение первого
приходского училища, которое с 1877 г. стало церковно-приходским. 1895
г. - открытие и освящение дома для священника. 22 августа 1876 г -
получение акта на церковную землю.
Колокольный звон разливался по всей округе. После молебна люди с
благоговением прикладывались к чудотворной иконе, и протоиерей Олег
Мокряк помазывал их елеем. Паломники вручали сельчанам в подарок
маленькие иконки Спасителя и Божией Матери.
Из храма вышли две женщины средних лет, в глазах - слезы. Говорят:
«Вот, пришли Божией Матери поклониться, а заодно и проповедь о. Петра
услышали. Понравилось... Решили, будем на каждую воскресную службу в
храм ходить».
Рядом стоявший молодой человек по имени Виталий спрашивает: «Можно
мне про батюшку рассказать?» Я киваю. Виталий поведал, что о. Петр
когда-то отпевал его дедушку. И так поразила молодого человека
способность батюшки сопереживать чужому горю, что он стал приходить к
нему за духовным советом, проповеди стал слушать, а со временем и
причащаться начал. В конце лета Виталий собирается жениться, и хоть
живет он теперь не близко, венчаться приедет именно в
Свято-Иоанна-Богословский храм, ведь веру в его душе пробудил о. Петр -
настоятель этого храма.
В 13.10 мы прибыли к храму Вознесения Господня с. Красные Окны.
Настоятелем этого храма является протоиерей Алексий Дьяковский,
представитель одной из известных в Одесской епархии священнических
династий.
Поселение Красные Окны основано предположительно в 1792г. В 1792 г. произошла закладка Свято-Георгиевского храма первоприсутствующим Дубосарского духовного правления, протопопомФилофеем Вуколином Владевичем. В 1779 г. был освящен фундамент Свято-Никольской церкви. В
1794 г. состоялся переход из униатства в Православие прихожан
Свято-Никольского храма. 23 августа 1797 г. храм был переосвящен в честь
Успения Пресвятой Богородицы. 1842 г. - освящение Свято-Успенского
храма. 1 октября 1860 г - освящение и открытие приходского училища. 1847
г. - освящение Свято-Вознесенского храма. 1892 г. - освящение каменной
колокольни при Вознесенском храме.
В 1898 г. был обновлен иконостас в Вознесенском храме. 1888 г. -
сооружение часовни на кладбище, где в 18 веке находился Свято-Никольский
храм. 1896 г - устроение при Свято-Вознесенской церкви в наемном доме
церковно-приходской школы. С 18 марта 1898 г. - приход с. Красные окны
Свято-Успенского храма находится в Валегоцуловском округе.
О. Алексей отслужил молебен перед чудотворной иконой, после которого паломникам была предложена трапеза.
При храме действует крепкая община, человек 14-15, которые при первом
слове батюшки откликаются и всегда готовы потрудиться для своего храма.
От прихожан храма мы узнали о замечательной традиции, которая сложилась
в их селе: перед выпускным вечером ребята вместе с родителями приходят в
храм на молебен. Батюшка говорит проповедь, благословляет, напутствует
молодежь перед вступлением во взрослую жизнь.
Четырнадцатый год служит в Красных окнах о. Алексей. Любят здесь все
своего батюшку, говорят: «Батюшка наш такой умница, так служит, что душа
радуется. Он строгий, но справедливый; требовательный, но при этом
внимательный к людям и заботливый. Раньше здесь была разруха, храм-то
старинный, а батюшка все в порядок привел, воскресную школу построил,
крестильную, церковь оградой обнес. Хозяин он сильный ».
Пришли поклониться Богородице две подружки - две Танюшки. Одна -
местная, вторая - приезжает в деревню погостить на лето. В прошлое
воскресение обе причащались Христовых Таинств.
Бабушке Ганне скоро исполнится 90 лет. Воскресные службы она не
пропускает, еще и в будни наведывается. Нам, молодым, бы такую
закваску...
В Котовске наш крестный ход прибыл вначале в Свято-Никольский храм, где настоятелем служит протоиерей Борис Ипатьевич Мачок.
1792 г - закладка протопопом Филофеем Вуколином Владевичем церкви
во имя св. ап. Иоанна Богослова; 26 августа 1796 г - освящение
первоприсутствующим Дубосарского духовного правления, Иоанном
Глижинским. 1817 г. - закладка новой церкви во имя св. ап. и евангелиста
Иоанна Богослова в с. Бирзула (Котовск). 1823 г. - освящение
Иоанна-Богословской церкви, построенной на средства Графа Несель Роде и
прихожан. 1888 г. - утверждено первое церковно-приходское
попечительство. 1893 г. - на станции Бирзула освящена деревянная церковь
в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1861 г - открытие первого
приходского училища, которое в 1885 г. стало - церковно-приходским. 25
августа 1915 г. прихожане двух церквей с. Бирзулы на коленях встречали
общеепархиальный крестный ход по железной дороге с чудотворным образом
Касперовской Богоматери, которой их из окна поезда благословили. 1997 г -
ходатайство о передаче недостроенного здания под устроение
Свято-Никольского собора. 1998 г - закладка собора; 1999 - начало
строительства собора.
Когда о. Борис пришел на этот приход, здесь были одни руины -
заброшенная стройка. Снежок во время службы падал прямо на головы.
Свято-Никольский храм, который поражает сегодня своей красотой, о. Борис
перестраивал из полуразрушенного здания изначально предназначенного для
питейного заведения. А Бог так управил, что вместо «заведения» храм
вышел.
«Первое время трудно приходилось. Но Господь не оставлял,
посылал для строительства столько, сколько нужно. Как-то надо было
рассчитаться с подрядчиками, а казначей сообщает, что денег в кассе нет.
Давай, говорю, будем молиться, Господь управит. Утром часов в 10
приходит мужчина, спрашивает, кто здесь старший? Я, говорю, старший, а
что надо? Он отвечает, что дал Богу обет: если решится один важный для
него вопрос, то даст пожертвования на храм. Бросил сколько-то по
двадцатке и ушел. Только ушел, приходит второй. Говорит: «Батюшка, куда
деньги класть на пожертвование?» Я показал. И уже часа в четыре приходит
женщина. У нее сын болеет. Жертвует деньги, просит молитв. Со всеми мы
расстались, открываем ящичек, подсчитываем - а там, чуть больше, чем
нужно было отдать.
Только с одним строительством управились, за второе принялись.
А когда ставили третий купол, я сам был в храме. Проезжала маршрутка.
Водитель заметил нечто, остановился. Говорит пассажирам: «Смотрите, что
делается!». Люди вышли из автобуса и видят: Святитель Николай в белой
одежде, Матерь Божия с Христом сходят в храм. Второй автобус
остановился. Люди вышли, фотографируют. Вот такие дела...
Потихоньку... с Божьей помощью. Теперь уж полегче стало: церковную
лавку открыли, 50 гектаров земли взяли. Нужно как-то кормиться».
После всенощной о. Борис отслужил водосвятный молебен с чтением
акафиста Пресвятой Богородице. Почти 2 часа длился молебен, а нам,
паломникам, хотелось, чтобы он и не заканчивался. Каждый чувствовал
особый духовный подъем. Батюшка так щедро окроплял святой водой, что
казалось, будто мы в источник окунулись. Просветлевшие лица, сияющие
глаза, сердечное ликование... Возможно, ради таких минут и идут люди в
крестный ход.
После молебна паломники уже во дворе со всех сторон окружили о.
Бориса. Каждый со своим вопросом старается пробиться к батюшке. А он,
уставший, тихим голосом каждому дает совет, вразумления, шутит с людьми.
И никому невдомек, что о. настоятель всего только 9 дней как схоронил
свою матушку...
Стемнело. О. Борис приглашает всех на трапезу. Совместная молитва
перед постным, но разнообразным столом. После ужина, прямо в трапезной,
еще одна проповедь настоятеля. Негромким спокойным голосом батюшка
рассказывает назидательные истории из жизни разных людей. Когда один
рассказ заканчивается, паломники, не смея попросить на словах, своим
сосредоточенным вниманием и неподвижностью, все же указывают батюшке на
ожидаемое продолжение. И о. Борис снова начинает говорить. И такова сила
слов батюшки, что от них душа наполняется живой водой веры
Православной.
В заключение своей проповеди о. Борис произнес: «Мы сейчас настолько
избалованы, насколько у нас извращено чувство меры! Надо стараться жить
незаметно среди других людей, как служки: и подать, и принять, и
помочь, и поплакать с другим, если надо, то и одежду с себя снять, чтоб
отдать нуждающемуся - вот это будет христианство. Вера без дел мертва.
Многие ли из вас приходят на службу каждое воскресение? Что может для
христианина отменить службу в храме? Болезнь и смерть. Все остальное -
не оправдание. Время лукаво. У многих из нас впереди меньше, чем позади.
Не надо перед исповедью думать: «Я как все». По немощи, по скудости
нашей не получается у нас жить праведно. Так будем же беречь маленькую
толику времени, отведенную нам Богом на покаяние. Чтобы придя к Богу, мы
могли сказать Ему: «Да, я грешил, но каялся. Потом опять грешил, и
опять каялся, и снова потом грешил, но снова приходил и каялся...».
Крестный ход - это не любование золочеными куполами и крестами, не
восторги от красот природы... Все это не паломничество, а туризм.
Паломничество - это когда плачет сердце, когда пробуждается совесть в
нас, когда все в душе переворачивается. Когда слезы текут не оттого, что
мы побывали там, а оттого, что не достойны были быть. Вера дает
благоговение, а благоговение открывает двери благодати. Сокрушение
сердечное, любовь, благодать - это такие тоненькие ниточки, что лишь
чуть всколыхнешь мир в душе - и теряешь их. Для того чтобы заработать
благодать нужно протереть коленочки, а утратить - в одно мгновение
можно. Вот и думайте, как нам обходиться с миром и окружающими людьми,
чтобы благодать - то сохранить.
Мы рады, что на краткий миг нам довелось встретиться для совместной
молитвы, для радости духовного общения. Но главная, самая большая
радость бывает тогда, когда победа одержана. Вот, если мы вместе
выстоим, если не поглотит нас мир, это и будет победа!»
Не смотря на общее оскудение веры, Господь по милости своей все еще
посылает нам истинных старцев, а мы по лености своей не делаем шага им
навстречу, впадаем то в ропот, то в уныние... А совсем рядом, в нашей
Одесской епархии, живут тихо и трудятся смиренно настоящие подвижники и
пастыри Православной церкви.
После трапезы мы стали располагаться в храме на ночлег.
О. Борис бесшумно передвигался между паломниками и своим негромким
голосом интересовался, как кто устроился, всем ли удобно. У батюшки и
правда, редкий дар все устраивать, организовывать, проявлять заботу,
оставаясь при этом совершенно неприметным.
На прощание о. Борис прочел стихотворение иеромонаха Романа:
Без Бога нация - толпа, объединенная пороком,
Или слепа, или глупа, иль что еще страшней - жестока.
И пусть на трон взойдет любой, глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу!
Четвертой остановкой крестного хода стал Свято-Успенский храм г.
Котовска, где настоятелем служит протоиерей Вадим Александрович Ефанов.
Успенский приход был зарегистрирован в 1947г. В 1952г. был куплен
и перестроен для богослужений дом площадью 240 кв.м. Рядом с церковью
находится часовня с освященным колодцем.
В Свято-Успенском храме была отслужена Божественная литургия. Многие
члены нашей паломнической группы причастились Святых Христовых Таин.
Паломники и прихожане выслушали проповедь отца Вадима:
«На исповеди становится видно, чем человек живет. В живописи есть
такое правило: возле света всегда располагается самое темное пятно.
Делают это для того, чтобы максимально выявить всю яркость света. Так и
приближение к Богу всегда сопряжено с возрастающими искушениями и тьмой
греха. Мы живем по своим волениям, хотениям и желаниям. Если в жизни
удается все, что нам хочется, считаем, что Бог нас любит,
покровительствует. Если же нет, мы думаем, что Бог не благоволит нам.
Значит, самое время идти в храм, молиться, каяться. Но это, братия и
сестры, языческое воззрение.
Каждое утро мы читаем молитву: «Яко николиже сотворих благое пред
Тобою». Неужели святой юродствовал, взывая так к Господу? Нет. Просто
святые осознавали свою немощь, чувствовали себя немогущими исполнять
волю Божию. Поэтому Господь по смирению их и творил через них чудеса.
Макария Великого, считавшего себя хуже и никчемнее всех, почитали за
земного ангела. Когда человек начинает понимать, что сам по себе он не
способен жить нравственной жизнью, тогда Господь начинает творить
чудеса.
Когда мы начинаем свой путь к Богу, к этому абсолютному источнику
света, нас начинают окутывать греховная тьма. И тогда качество исповеди
каждого человека определяет предстояние его пред Богом. Заповеди были
даны, чтобы показать человеку невозможность исполнения закона без Божией
помощи. Как бы не стремились, мы все равно будем в чем-то нарушать
закон. И это дает возможность увидеть свою немощь, и обратиться,
воззвать к Богу. Почему фарисеи отвергли Христа? Они закон данный Моисею
наполнили всевозможными правилами. Их законничество не дало им
приблизиться ко Христу. Это были люди, читающие Священное Писание,
молящиеся Богу, и при этом распявшие Христа. На пути к Богу мы тоже
читаем Священное Писание, стараемся изучить его... Но закон не в этом.
Потому что главное, что нужно каждому из нас - это понять свою немощь.
Богословие, христианская догматика - это не сухая доктрина, не
статичная система, в которой ничего нового уже не происходит. Нет. Это
дорога, пройденная когда-то одними людьми. И мы должны, опираясь на это
законодательство, идти дальше сами. Потому что каждый должен пройти свой
путь как-то по-своему. Православие - это умное делание. Мы должны,
опираясь на христианскую догматику, доктрины, добавить что-то свое в это
делание. Рассмотреть, как именно во мне происходит это делание, изучить
этот процесс и оставить после себя опыт борьбы и самопознания».
Еще одна встреча: отец Алекасандр Мельник - живая легенда этого края.
Только представить: 50 лет пастырского служения в Котовске, и 42 из них
в качестве благочинного! 23 августа 1960 - о. Александр по
благословению Владыки Сергия был назначен благочинным всей северной
части Одесской епархии. Сейчас это семь самостоятельных районов:
Котовский, Ананьевский, Кодымский, Килийский, Балтский, Савранский,
Фрунзовский.
В 90-х годах, когда развалился Советский Союз, повсеместно стали
открываться храмы. Отцу Александру пришлось возглавить труды по
восстановлению десятков церквей на этой огромной территории. За полвека
служения отец благочинный покрестил порядка 30 000 детей, обвенчал
приблизительно 20 000 пар, отпел - 35 000 душ усопших.
О. Александр помнит, как возвращались после 20-летнего срока
репрессированные священники, кто - из тюрьмы, кто - из ссылки. Отец
Лаврентий, который с 1937 по 1957 гг. пробыл в ссылке, рассказывал, что
знал наизусть всю Пасхальную и Рождественскую службы. Для праздничного
Богослужения он с верующими удалялся подальше от начальства в лес, и, не
имея облачения, использовал полотенце вместо епитрахили... А местный
священник Григорий Гоценко попал на Беломорканал. За обед требовалось
вывезти 20 тачек земли. Отец Григорий был человеком крепким и успевал
после своей нормы еще и другим помогать. Он так умел воцерковлять детей,
что равных ему о. Александр не помнит.
Наш дальнейший путь лежал в село Липецкое.
По архивным данным, приход в селе Липецком существовал с 1784г. В
1791г., когда турки покидали территорию бывшей ханской Украины, храм
они разрушили. В 1793г. он был восстановлен. Ныне существующий
Свято-Архангело-Михайловский храм освящен в 1806 г. и с тех пор ни разу
не закрывался. Первая школа в селе открылась в 1862г.
Выйдя из автобуса, мы с удивлением увидели с полдюжины запряженных
лошадьми подвод. Оказалось, для Липецкого - это обычное дело: учитывая
протяженность села (почти 20 км.), и за неимением другого транспорта,
сельчане часто ездят верхом или на подводах.
Паломники крестным ходом прошли по большому церковному двору и вошли в
храм. Прихожане радостно встретили привезенную святыню. Настоятель -
протоиерей Владимир Кирвас отслужил молебен перед Касперовской
чудотворной иконой.
Поражает живописность природы этого края: зеленые холмы, леса, река, поросшая камышом.
Последний приход, который мы собирались посетить - это
Свято-Покровский храм города Котовска. В 14.10 настоятель храма,
священник Яков Емельянович Довжанский, со своими прихожанами встречали
Богородицу. Для встречи была разостлана дорожка с выложенным орнаментом
из роскошных цветов.
Свято-Покровский храм совсем небольшой, и, чтобы предоставить
возможность всем прихожанам поклониться святыне, паломники на время
молебна остались снаружи, на церковном дворе.
И тут, наконец, грянул целый день собиравшийся дождь. Молния
рассекала свинцовое небо, гром принял эстафету у только что отзвучавшего
колокольного перезвона. Ливнем с градом провожал нас Котовск. За
несколько минут образовались огромные лужи, но это обстоятельство
нисколько не смутило людей: при выносе чудотворной иконы прихожане
становились на колени прямо в воду, чтобы святыню смогли пронести над их
головами.
Вот и состоялся еще один крестный ход по Одесской области. Через
несколько часов мы вернемся в наш родной город. Хочется как можно на
более длительное время сохранить в душе живое, теплое чувство, которое
возникло от общения с удивительными священниками, смиренно и терпеливо
возделывающими доверенную им Божию ниву.
Яна Богушева
|