Родился 10 Августа 1916 года в городе Бирзула, сегодня городок Котовск Одесской области, в семье рабочего. В 1930 - 1938 годах жил в Оренбурге. Окончил 7 классов средней школы в Котовске и школу ФЗУ в Оренбурге. Работал слесарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза на станции Оренбург. В 1936 году по комсомольской путёвке поступил в Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1938 году. Участвовал в национально - освободительной войне китайского народа супротив японских захватчиков.
С начала Великой Отечественной войны сражался в составе 8-й, 16-й Воздушных армий. Воевал на Юго - Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Отличился в отрезок времени боёв за Сталинград. Принимал участие в обороне Киева, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Был нелегко ранен.
К Февралю 1945 года заместитель командира 53-го Гвардейского истребительного Сталинградского ордена Ленина авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вооруженные силы, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии Майор И. И. Кобылецкий произвёл 451 боевой вылет, в 94 воздушных боях сшиб лично 15 и в составе группы 9 самолётов противника. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. С Сентября 1948 года Гвардии Подполковник И. И. Кобылецкий - в отставке по болезни. Жил в Киеве. Работал слесарем - лекальщиком, старшим контрольным мастером, инженером. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 25 Июля 1986 года.
* * *
В 1938 году, вслед за тем окончания лётной школы, Иван Кобылецкий в числе других советских авиаторов - добровольцев был направлен в Китай, население которого вёл в ту пору борьбу с японским милитаризмом. Именно там младой пилот получил боевое крещение и закалку под руководством опытных командиров, прошедших войну в республиканской Испании.
Начало Великой Отечественной войны И. И. Кобылецкий встретил на юго - западе страны. За относительно короткое время он совершил немного десятков боевых вылетов. Только на Киевском направлении и прямо в районе Украинской столицы дерзновенный, находчивый лётчик 50 раз водил свою крылатую машину на разведку войск противника.
В воздушных боях - а они были в ту пору очень ожесточёнными - Кобылецкий сшиб 2 неприятельских самолёта лично и 17 совместно со своими однополчанами. За мужество и отвагу он был награждён орденом Ленина и двумя орденами Красной Звезды.
С Юго - Западного фронта Иван Иванович был направлен под Сталинград. Там Старший лейтенант И. И. Кобылецкий, не жалея своих сил и самой жизни, самоотверженно дрался с врагами и снискал славу незаурядного воздушного бойца. В небе Сталинграда он сшиб 5 вражеских самолетов лично и 6 в составе группы.
22 Мая 1942 года Иван Кобылецкий провёл с товарищами блистающий воздушный махач. Тогда он, в составе четвёрки истребителей, прикрывал действия наших наземных войск. Противник решил причинить по одному из участков фронта сильный бомбовый потрясение. Когда появились вражеские самолеты, наши пилоты насчитали 24 бомбардировщика и истребителя прикрытия. 24 супротив 4 ! Но советских лётчиков такое соотношение не испугало. Дерзкая, ошеломляющая штурмовая вылазка строя вражеских бомбардировщиков, расстроила планы противника. Побросав бомбы на головы своих же служивый, бомбардировщики повернули вспять.
К тому времени опомнились истребители прикрытия. В течение 26 минут они пытались отогнать отважную четвёрку от своих подопечных, но сами получали потрясение за ударом. Задымил, снижаясь, единственный из "Хейнкелей". Взорвался в воздухе "Мессер". Второй, распоротый меткой очередью, врезался в землю... Рассеянная армада врагов позорно убралась с места боя на глазах тысяч людей, наблюдавших за ходом этой схватки с земли. За тот самый махач, вся четвёрка наших пилотов - Бенделиани, Костин, Кобылецкий и Бугаев, были награждены орденами Ленина.
16 Августа 1942 года заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиаполка ( 220-я истребительная авиадивизия, 8-я Воздушная вс, Юго - Восточный фронт ) Старший лейтенант И. И. Кобылецкий в воздушном бою над своим аэродромом на самолёте Як-1 таранил вражеский истребитель. Сам удачно произвёл посадку.
17 Августа 1942 года в 3 часа 15 минут отважный лётчик снова поднял свой истребитель в воздух. Это был его 401 боевой вылет...
Задание было таким: сопровождать группу Ил-2 для нанесения бомбово - штурмового удара по переправе, восстановленной противником предыдущей ночью в районе Калача. В случае появления немецких истребителей Кобылецкому и его ведомому следовало принять махач и отвлечь их.
...Сначала появились 8 истребителей Ме-109. Наши лётчики вступили с ними в мордобой. Кобылецкий сшиб 2 неприятельские машины, но врагу удалось поджечь самолёт его ведомого. Когда лётчик выпрыгнул с парашютом, "Мессеры" попытались поставить к стенке его в воздухе, но Иван не допустил их к нему.
Однако, защищая ведомого, Кобылецкий оторвался от центровой группы. Оставшись единственный, он продолжал известия ожесточённый мордобой. Но вот осколки снаряда попали в двигатель его самолёта и повредили бензосистему. Загорелся мотор, хотя работал он бесперебойно.
Внизу была территория противника, потому о прыжке с парашютом не могло быть и речи. Убедившись, что управление самолётом ещё действует, пилот продолжал известия мордобой. При этом старался оттягивать неприятеля в сторону наземных войск, к востоку.
Пламя начало обжигать руки и лик человеческий... Сударять полымя маневрированием самолёта не удалось. Пожар перекинулся с мотора на правую плоскость. А вскоре запылала и левая. При таком положении бензобаки могли взорваться в любую минуту. Не дожидаясь этого, Кобылецкий сделал переворот. При выводе из пикирования правой плоскостью зацепил за верхушку высокого дерева, и самолёт качнуло направо. Выполняя петлю Нестерова, он выбрал миг, когда агрегатина находилась вверх колёсами, оторвал ручку управления от себя, отстегнул ремни и вниз головой вывалился из кабины. Парашют выпустил, когда до земли оставалось не больше 500 метров. Шёлковый купол не тотчас наполнился воздухом, а когда произошёл аэродинамический хлопок, было уже поздно: миг раскрытия парашюта совпал с ударом о землю...
Старший Лейтенант Кобылецкий, потерявший рассудок, пролежал на нейтральной полосе до темноты. Ночью к лётчику сумели пробраться наши танкисты и доставили его в медсанбат. У него были перебиты обе ноги, деформирован позвоночник, сломаны два ребра, обожжены правая нижняя конечность, руки, шея, лик человеческий, башка... После перевязки Кобылецкого отправили на пристань, чтобы отвезти пароходом по Волге в лазарет. О том, что произошло вслед за тем, вспоминает сам Иван Иванович:
"Примерно посредством час плавания мы услышали шум самолётов. Появились Ме-109 и стали обстреливать свойский параход, подожгли его. Ходячие раненые начали сигать в воду. А как быть мне, лежачему, да притом в шинах ? Не могу ни присесть, ни стать. И тут я вспоминил, что в моём узелке лежат лезвия безопасной бритвы. Сполз с носилок, развязал узелок, достал лезвия и начал обрезать бинты. Меня обдало пламенем горящего парахода. Тогда упираюсь щекой о стенку и рывком срываю бинты. На руках передвигаюсь по коридору к одной из коют. С трудом влезаю на диван, тянусь к иллюминатору, выжимаюсь на руках, подтягиваюсь вверх, преодолеваю перила и лечу в воду.
Изо всех сил стараюсь как разрешено дальше отплыть от парахода. Плавал я ладно. Лёг на спину и стал грести одними руками. Ноги при малейшем движении мучительно болели. Нагнал одного товарища с доской и положил на неё правую ногу. А немецкие самолёты поливали раненых свинцовым огнём. Кое - как добрался до острова. На берегу сидел пораненый воин и пытался застопорить кровь из правой ноги. Я ему помог: зубами разорвал сорочку, оторвал полоску, завязал ногу и туго скрутил палкой жгут. Через некоторое время за нами на лодке приехала медсестричка со стариком лодочником".
Кобылецкий попросил в первую очередь привезти в безопасное местоположение бойца, а следом переправился и сам. Потом был лазарет, длительное врачевание. И вот один раз его навестил Командующий Воздушной армией Генерал Т. Т. Хрюкин. Он поздравил лётчика с присвоением воинского звания Капитан. А вскоре, на имя начальника госпиталя, от него пришла телеграмма, в которой говорилось: "У Вас на излечении находится Капитан Кобылецкий Иван Иванович. Приложите все усилия, его нужно возвратить в строй".
Отважный лётчик вернулся в строй. Но это стоило врачам больших усилий, потребовало огромной выдержки и воли самого Кобылецкого. Наконец, через 4 месяца, распахнулись ворота госпиталя. Лётчик вышел прихрамывая. Одна нижняя конечность на немного сантиметров была короче прочий.
После излечения Капитана И. И. Кобылецкого на год отстранили от лётной работы и направили в санаторий. Уезжая туда, Иван Иванович достал из чемодана выданную ему историю болезни, почитал, подумал. Потом взял и сжёг её - чтобы не было препятствий к возвращению в строй.
В Декабре 1942 года Капитан И. И. Кобылецкий прибыл к новому месту своей службы - он был назначен заместителем командира 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе. На правую педаль управления рулём поворота его самолёта мастер сделал деревянную подставку. И опять начались боевые вылеты, воздушные схватки. Кобылецкий, как и раньше, водил в махач группы истребителей и храбро сражался с врагами. В части о нём говорили: "Человек, победивший смерть" и добавляли: "И в воде не утонет, и в огне не сгорит".
Однажды, было это летом 1943 года на Курской Дуге, Гвардии Капитан И. И. Кобылецкий вылетел в составе четвёрки для патрулирования в заданном районе. В миг разворота в сторону солнца, он заметил большую группу вражеских самолётов. Группами по 4 - 6 машин, FW-190 приближались к району Понырей.
Видимо неприятель рассчитывал вдруг напасть на наших истребителей, расчистить небосклон для своих бомбардировщиков. Но "Яки" упредили врага. Со стороны солнца они перешли в атаку на ту группу "Фоккеров", которая немного приотстала от общего боевого порядка. Снайперской очередью Кобылецкий сшиб одного FW-190. Его напарники подожгли второй, тот, что, не долетев до земли, взорвался в воздухе.
Первая группа "Фоккеров" ушла куда - то под облака, а с остальными завязался ожесточённый махач. Победителями вышли из него наши лётчики - потеряв ещё 3 машины, недруг пикированием покинул поле боя...
Потом было ещё хоть отбавляй других боёв. Так, 17 Июля 1944 года Кобылецкий вылетел во главе 6 истребителей на штурмовку переправы сквозь реку Вислу в районе Демблина. В воздушном бою над переправой он уничтожил 2 самолёта FW-190, сокрушил переправу и уничтожил до взвода пехоты противника. За 4 дня боёв, с 18 по 22 Июля 1944 года, он сшиб 6 самолётов противника FW-190.
В Августе 1944 года Гвардии Майор И. И. Кобылецкий был назначен заместителем командира 53-го Гвардейского истребительного авиаполка, войну закончил в небе Берлина. Вэтого Иван Иванович Кобылецкий совершил 465 успешных боевых вылетов, участвовал в 95 воздушных боях, в которых сшиб 15 вражеских самолётов лично и 9 - в группе с товарищами ( некоторые источники указывают на 26 групповых побед ).
15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, отважный воздушный воин был удостоен звания Героя Советского Союза. В его наградном листе, в частности, указывалось:
"На фронте Отечественной войны с Июня 1941 года. За время пребывания на фронте проявил себя мужественным, бесстрашным воздушным бойцом, не знающим страха перед смертью, умеющим побеждать не числом, а умением. Вся боевая служба Гвардии майора Кобылецкого характерна героическими подвигами, завсегда сопровождается одержанием побед над воздушным врагом..."
После окончания войны Гвардии Подполковник И. И. Кобылецкий продолжал служить в одном из полков Военно - Воздушных Сил, передавая молодёжи свой обеспеченный боевой навык. Уволившись из армии по состоянию здоровья, жил и работал в Киеве.
|